Что хранит ”Вепсская горница”?

Дарья Хиль
25.08.2025
Полуразрушенный старинный дом Юлия Луконина превратила в ”Вепсскую горницу” — место, ставшее живым музеем вепсского быта.
Идея
Идея "Вепсской горницы" всегда была в том, чтобы люди с головой погружались в прошлое, ощущали историю, проникались духом традиции. Фото из архива Юлии Лукониной

— Юлия, расскажите, как Вы оказались в Рыбреке и что связывает Вас с этим местом?

— Я родилась в Петрозаводске. Когда мне было 6 лет, моя мама, коренная петрозаводчанка, поехала в Рыбреку на день рождения к подруге. Вскоре она вышла там замуж и перевезла меня. Я не коренная вепсянка, но живу в Рыбреке, учитывая периодические отъезды, с 1978 года.

Детство прошло в этой деревне — я помню его до мелочей. Мы никогда не сидели без дела: играли, занимались спортом, помогали соседям. Это было счастливое детство, несмотря на трудные времена в стране. Особенно тёплые воспоминания остались о детском саде и нашей воспитательнице Венере Александровне Пяжиевой — столько в ней было энтузиазма! Помню, как после Нового года мы все вместе закапывали ёлку — так у нас появилась горка для катания "Дядька Черномор", голову которого мы дружно расписывали. 

Через дорогу жила бабушка Аня. Мы с подругой часто ей помогали по хозяйству. Баба Аня учила меня правильно мыть полы: ”Иначе замуж не возьмут!” А какие ароматные пироги пекли в их семье! Мы любили копаться в старых вещах — сейчас, занимаясь восстановлением дома, я осознаю их настоящую ценность. 

Примерно с 10 лет я начала шить и вязать, бегала за помощью в местный Комбинат бытового обслуживания к портнихам. После школы поступила в Петрозаводск на портного женской одежды и выпустилась с высшей оценкой — правом выпускать одежду с "личным клеймом". Любовь к шитью осталась со мной навсегда. Для ”Вепсской горницы” очень многое сшито моими руками, подбор тканей — тоже плод моей фантазии, вдохновлённой старинным укладом деревенской жизни.

Любовь к шитью осталась со мной навсегда. Для ”Вепсской горницы” очень многое сшито моими руками.
Юлия Луконина, создательница музея

— Как возникла идея создания ”Вепсской горницы” и как Вы пришли к этому дому?

— Тяга к деревне и своему дому была у меня давно. Я купила маленький вепсский домик в Рыбреке и обустраивала его для себя по—деревенски. Многие старинные вещи я привезла из Финляндии: скатерти, половички, медные чайники, корзинки — всё, что могло украсить дом. Бабушка всегда ругала: "Слишком много старья!2 Муж даже хотел выбросить старую, облезлую прялку с клоком настоящей шерсти. Он искренне не понимал, для чего она нужна. Но я её сохранила и позже перевезла в «Вепсскую горницу», наш гостевой дом. В Рыбреке я бывала наездами, но период пандемии коронавируса помог принять окончательное решение — остаться здесь жить. Теперь меня отсюда ничем не вытащить. Я живу здесь постоянно с 2020 года. 

Путь к "Вепсской горнице" был довольно долгим. У меня много профессий: бухгалтерское дело, шитьё, парикмахерское искусство, логистика в сфере транспорта… Логистике я отдала почти 25 лет: времена были трудные, я работала, чтобы в одиночку прокормить двух детей. В 2021 году захотелось уйти из этой сферы, я очень от неё устала. Начала думать о том, о чём мечтала всегда — о рукоделии, о шитье. Меня всегда тянуло к тряпочкам, верёвочкам, ниточкам. 

Путь к "Вепсской горнице" был довольно долгим. У меня много профессий: бухгалтерское дело, шитьё, парикмахерское искусство, логистика в сфере транспорта…
Юлия Луконина, создательница музея

Участок с домом, который раньше принадлежал семье Щукиных, изначально покупался для туристического бизнеса. Мне нравится работать с людьми, все мои профессии с этим связаны. Плюс я хорошо готовлю, пеку, за что спасибо бабушкам, показавшим нам настоящую вепсскую кухню. Я очень любила, как после бани бабушка Аня (уже другая, но тоже вепсская) готовила баранину, пекла калитки, колоба — весь этот деревенский приём. В моей голове это сложилось в цельную картину.

— Как проходило восстановление дома Щукиных? Это был сложный процесс?

— Дом, который я купила на участке, был в плачевном состоянии и шёл под снос, как говорили многие. Внутри было жутковато. Но мне захотелось восстановить дом. Люди недоумевали: зачем тратить столько сил на старый дом, если можно его снести и построить новый? Эта логика понятна, однако новоделами никого не удивить, а вот взять и потихоньку восстановить старинный дом — смело и необычно. Поэтому я решила идти этим путём. 

Помогло и участие в конкурсе Национального музея Карелии и фонда Потанина «Мой дом дороже золота» в 2023 году — мне предложили подать туда заявку. Восстанавливать дом пришлось в сжатые сроки — одна женщина-экскурсовод планировала привезти к нам туристов на 2023-й Новый год, чтобы показать жизнь в вепсских деревнях. Я подгоняла строителей и шила днями напролёт. Это целиком мой проект: я планировала, руководила, контролировала. Например, мне предлагали просто закрыть полы линолеумом, но я настаивала на аутентичности — сама выбирала доски, показывала, как каждую доску прибить, чтобы было как в старину. Потолки оставили в первозданном виде. Всё, что сшито в доме, — сшито мной. Бельё я выискивала, заказывала по разным сайтам, «ВКонтакте» — из Воронежской области, лампы (переделанные под старинные лампады) даже из Новочеркасска. Гостям предоставляется только аутентичное бельё — из натуральных тканей, с вышивками, как раньше. Спасибо жителям Рыбреки и Вехручья — они очень помогли! Тюками приносили старые вещи: простыни, пододеяльники, вышивки, скатерти, посуду, старые инструменты, гвозди, рубанки. Многое я нашла сама — на чердаке, в сенях, в подвале. 

— Вы водите экскурсии по дому?

— Да, я очень люблю рассказывать о старом быте, об истории. Например, есть у меня одна любопытная экскурсия "Волшебные башмачки, которые охраняет крыса Шушара". Её я придумала за 20 минут, пока "отдыхало" тесто для калиток. Я нашла в подвале калоши с каблуками "Красного треугольника". Они мне всю ночь не давали покоя: я не могла понять, что это за обувь такая — будто кожаная. Оказалось — калоши! Раньше резина была такого качества, что сейчас она выглядит как кожа. Ночью я отыскивала факты, сопоставляла. Утром с фонариком полезла в подвал, вытащила на свет калоши и старенькие коричневые туфельки. Гости потом подсказали, что хозяйка, видимо, ходила вразвалочку — туфельки стоптаны с одного края. Вот так, по крупицам, я восстанавливаю истории для гостей, а потом рассказываю. Вещи пронизаны историей.

Вот так, по крупицам, я восстанавливаю истории для гостей, а потом рассказываю. Вещи пронизаны историей.
Юлия Луконина, создательница музея

— Вы общаетесь с родственниками бывших владельцев? Они делятся историями, фотографиями?

— Общения почти нет, но я всё равно не одна. Например, местная жительница помогла перерыть церковно-приходские архивные списки, чтобы восстановить хоть часть родословной семьи Щукиных. И старожилы деревни иногда помогают — мы общаемся, сопоставляем факты. К сожалению, те альбомы, рукописи, летописи, которые мы собирали в школе — про войну, про старую жизнь, про Анну Лисицыну, — не сохранились. А это было очень интересно.

— Расскажите немного про конкурс "Мой дом дороже золота".

— Конкурс дал основной толчок. Экскурсовод, которая хотела привезти туристов, в итоге отказалась: ей нужна была нетронутая старина, а наш дом уже был приведён в порядок. Однако в жюри похвалили: «Отлично! Карельского много везде, а вот вепсского не хватает». Нам дали общий диплом. Меня очень воодушевили призывы развивать "вепсскую тему" — стало понятно, насколько это востребовано. Осенью я пошла изучать вепсский язык здесь, в Рыбреке, с Ольгой Евгеньевной Мироновой. Сильная занятость не позволяла заниматься регулярно, но с сентября я планирую наверстать. Хочется в доме организовывать встречи с теми, кто тоже изучает язык. 

Идея "Вепсской горницы" всегда была в том, чтобы люди с головой погружались в прошлое, ощущали историю, проникались духом традиции.
Юлия Луконина, создательница музея

— Какие впечатления у гостей от "Вепсской горницы"?

— Недавно была одна интересная семья: мужчина привёз своих родных, чтобы пожить так, как жили в старину. Его родители — коренные вепсы из Другой Реки — уехали в Беларусь, когда ему было 8—9 лет. Он много чего рассказывал, указал место, где раньше добывали глину для посуды. До сих пор пишет: "Вы вернули меня в детство, обязательно вернусь! Так хорошо и душевно у вас, и калиток я поел, и супчиков". Конечно, такие отзывы греют душу.

Идея "Вепсской горницы" всегда была в том, чтобы люди с головой погружались в прошлое, ощущали историю, проникались духом традиции. Очень нравится, когда приезжают семьи с детьми. Однажды бабушка так много рассказывала внуку про русскую печь и показывала фото, что по приезде к нам он два дня с этой печи не слезал — настолько впечатлился. Мне нравится, когда гости готовят в русской печи, ведь это сердце дома. Мы и сами любим бывать в "Вепсской горнице", когда никого нет: наварить супчиков в чугуне, напечь калиток, посидеть в тишине… Комфортно, тихо, спокойно — душа отдыхает. 

У нас и новогодние посиделки с гостями уже были — украшали ёлку старыми игрушками, которые я нашла на аукционах, привязывали их ниточками, как раньше. Было очень трогательно видеть, как люди погружаются в детство и чувствуют почти забытый искренний восторг. Большой стол, разговоры о жизни — всё это бесценно. Мне нравятся бесёды, которые затевают гости — особенно активна молодёжь, лет до 40, которая ещё помнит, как ходили на сенокосы.

— Что Вас вдохновляет и поддерживает?

— Вдохновение черпаю отовсюду. Неиссякаемый источник — это, безусловно, воспоминания детства: как ходили на сенокос (сама не ходила, но помню рассказы), как выводили овец и коров, как с мамой стирали бельё на озере или в проруби. Как хорошо было париться в бане по—чёрному!.. Кстати, баньку по—чёрному мы тоже хотим восстановить, но уже новую — старую оставим как музейный экспонат. Сейчас она закрыта, там всё может обвалиться. Гости часто спрашивают, где у нас душ. А я отвечаю: "Душа нет, но есть банька, ведь наша цель — окунуться в старину". Я изучала эстетическую косметологию, различные массажные техники — хочу соединить это с вепсскими банными традициями. Баня раньше была средством от всего — от хвори, усталости. Поход в баню был настоящим ритуалом, люди сидели там часами. Мне бы хотелось помочь гостям погрузиться в эту традицию. 

Мне искренне нравится проникать в тайны этого дома и бережно открывать их людям.
Юлия Луконина, создательница музея

Также очень люблю заготавливать травы, делаю чаи, запарки — это неспешный, почти медитативный процесс. У меня и хозяйство есть — курочки, примерно 40 штук. 

Вдохновляет успех "Жемчужины Заонежья". И хотя финансовые условия у нас разные, я не отчаиваюсь — настраиваюсь на долгий, трудный, но интересный путь. Мне искренне нравится проникать в тайны этого дома и бережно открывать их людям. Я испытываю эйфорию, когда гости уезжают довольные и счастливые. Хочется, чтобы молодёжь заинтересовалась, чтобы детки чему—то научились. Хочется делиться с людьми историей нашего края, историей глубинки, ведь Россия не может существовать без деревень.


LIŽIÄ AIHIES
Oma Mua
Pomorien päivä Neva-joven rannoilla
Venäjän etnografisešša musejošša piettih Pomorien kulttuurin päivä.
Karjalan Sanomat
Venäjän kansat mukaan saneluun
Suuri etnografinen sanelu on järjestetty tänä vuonna kymmenennen kerran. Kysymyksiin voi vastata lähi- tai etämuodossa 8. marraskuuta saakka.
Oma Mua
Forumin šilmänpistehenä oltih vepšäläiset
Šajekuun 19.—21. päivinä Petroskoissa vietettih Enšimmäini Venäjän vähälukusien kantakanšojen forumi.
Karjalan Sanomat
”Kesä tulee, tuuli tuulee, ilma muuttuu, sade suuttuu”
Lorukilpailu herätti suurta kiinnostusta, siihen saatiin 96 lorua. Kilpailu oli tarkoitettu suomea, karjalaa ja vepsää lukeville oppilaille ja heidän opettajilleen.
Karjalan Sanomat
Lastulevytehdas toimii jälleen
DOK Kalevala -lastulevytehdas on kunnostettu kokonaan viime vuoden tulipalon jälkeen. OSB-levyjen valmistus on alkanut uudelleen ja on jo päässyt täydelle teholle. Tehdas valmistaa 400 000 kuutiometriä lastulevyjä vuodessa.
Oma Mua
Lapsienkazvattai Priäžäspäi yhtyi kogo Ven’an kilbah
Bur’atien Ulan-Ude -linnas piettih kogo Ven’an kilbu “Paras muamankielen da literatuuran opastai – 2025”.
Karjalan Sanomat
Kulttuurin perään Kemerovosta Karjalaan
Maaseudun kulttuurityöntekijä -ohjelman avulla Aleksandra Prokofjeva muutti viime kesänä Sortavalaan. Hän työskentelee ohjaajana kulttuurikeskuksessa.
Karjalan Sanomat
”Muistan sen kuin eilisen”
Isänmaallisen sodan ankeita vuosia Aili Korotjajeva eli Leningradin alueella ja Siperiassa. Pahinta nälkää hän koki talvella 1941—1942, Leningradin piirityksen aikana.
Oma Mua
Уnzimäzel tiijollizel laitoksel – 95 vuottu
Tänä vuon Karjalan ezmäine tiijolline instituuttu, tänäpäi – Kielen, literatuuran da histourien instituuttu, täyttäy 95 vuottu.
Karjalan Sanomat
Geologia avautuu matkailulle
Karjalassa on paljon ainutlaatuisia kaivosteollisuuden perintökohteita. Ne tarjoavat mahdollisuuden tutustua vanhoihin louhoksiin ja tehtaisiin.
Kirjuttauvu
Rekisteröintä
Peittošana
Hyväkšy peittošana