В воскресенье, 5 февраля, в странах Евросоюза вступило в силу эмбарго на поставки российских нефтепродуктов морским путем. Вместе с этим начало действовать решение ЕС, стран G7 и Австралии о запрете на перевозку и страхование российской нефти стоимостью выше 60 долларов и минимум на пять процентов ниже рыночной, сообщает ТАСС.
— Россия, в свою очередь, не намерена поставлять нефть по условиям ценового потолка, а эксперты на этом фоне не исключают роста цен на нефть выше 100 долларов, – передает информационное агентство.
Запрет на поставки российских нефтепродуктов будет распространяться не на все страны ЕС. Болгария сможет получать морем нефть и нефтепродукты России до конца 2024 года, Хорватия до конца 2023 года закупать газойль.
— При этом несколько стран Европы продолжат получать российскую трубопроводную нефть. Исключения предусмотрены для импорта нефти по нефтепроводам для тех государств ЕС, которые ввиду своей географической ситуации не имеют альтернатив российским ресурсам, – говорится в сообщении.
Как сообщает РИА Новости, Россия экспортировала в ЕС преимущественно дизтопливо, а также авиационный керосин, газойль, мазут и нафту. Основная доля, свыше 90 процентов, приходилась на поставки по морю.
Эксперт финского информационного центра автомобильной сферы Ханна Каленойя ранее отмечала, что Россия являлась крупнейшим импортером дизельного топлива в Европе.
— Около 40 процентов дизельного топлива, импортированного в Европу в сентябре [2022 года], поступило из России. Большой вопрос, как мы будем справляться с февраля, потому что замена такого большого объема — непростая задача, – отмечает специалист.
Евросоюз еще в июне 2022 года принял шестой пакет санкций против РФ, включающий отложенное эмбарго на морские поставки российской нефти с 5 декабря и нефтепродуктов — с 5 февраля.