В ближайшие месяцы в Финляндии дизельное топливо будет стоить дороже, чем бензин. На рост цен влияют сложившаяся политическая ситуация и приближающийся зимний сезон, сообщает финское издание MTV-uutiset.
— В настоящее время не хватает мощностей по производству дизельного топлива. Это влияет, например, на маржу переработки дизельного топлива и, следовательно, на рост цен, – поясняет эксперт информационного центра автомобильной сферы Ханна Каленойя.
В настоящее время литр дизельного топлива стоит примерно на 20 центов больше, чем бензин 95-E10.
Согласно данным сайта Polttoaine.net, средняя цена литра дизельного топлива составляла 16 ноября около 2,26 евро, а бензина 95-Е10 — 2,08 евро.
— Дизельное топливо стоило дороже бензина не только в начале осени, но и в марте-апреле этого года. Так или иначе цены на топливо в этом году сильно выросли, – отмечает главный актуарий Статистического управления Финляндии Кристиина Ниеминен.
— В то время как с декабря прошлого года потребительские цены выросли примерно на восемь процентов, рост цены на дизельное топливо за тот же период составил 30 процентов, – говорит Ниеминен.
Толчком к росту цен послужило также закрытие заводов по производству дизеля в период пандемии коронавируса.
— В то время еще казалось, что спрос на дизельное топливо будет постоянно снижаться. Сейчас, когда спрос вырос, не хватает производственных мощностей, – говорит Каленойя.
По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), санкции Евросоюза против российских нефтеперерабатывающих заводов и нефтепродуктов, которые вступят в силу в феврале следующего года, еще больше усилят давление на рынок дизельного топлива.
По словам Каленойя, Россия по-прежнему является крупнейшим импортером дизельного топлива в Европе.
— Около 40 процентов дизельного топлива, импортированного в Европу в сентябре, поступило из России. Большой вопрос, как мы будем справляться с февраля, потому что замена такого большого объема — непростая задача, – отмечает специалист.
Россия и пандемия коронавируса являются не единственными причинами нынешнего скачка цен. Стремительное подорожание топлива вызвали также забастовки рабочих на нефтебазах во Франции, имеющие прямое влияние на производство дизельного топлива в Европе.
— Однако ни одна из этих причин не повлияла бы так сильно на цены на дизельное топливо, если бы запас дизеля был бы лучше. Когда товара нет на складе, его приходится покупать по высокой цене, – говорит Каленойя.