Как родители желают своему ребёнку добра, так и жители любого города хотят видеть его ухоженным, красивым и процветающим. Сортавальцы в этом случае не исключение, а скорее даже пример для населения других малых городов страны, обладающих колоссальным богатством — самобытной и уникальной историей, помноженной на первозданное совершенство гор, лесов, полей и рек.
Не так давно этот карельский уголок с размахом отметил своё 390-летие и фактически вступил на порог пятого века истории. Это если считать с момента официального присвоения поселению статуса города, а так в здешней округе люди жили испокон веков. Об этом говорят многочисленные археологические находки и дошедшие до нас летописные свидетельства в шведских, финских и русских документах.
Саамы, корела, другие прибалтийско-финские племена, славяне в разное время осваивали берега и острова Ладоги, ловили рыбу, занимались земледелием, охотой, враждовали и снова вели хозяйство. Сордавала, Сердоболь, Сортавала — с приходом армий различных государств город менял своё имя. Только в прошлом веке он дважды переходил из финских рук в советские, но название «Сортавала» осталось неизменным.
Не так давно это был закрытый приграничный райцентр, попасть в который финнам оказывалось легче, чем жителям советской, а потом и российской глубинки. В период с 1992 по 2005 годы я несколько раз бывал в городе, однако не удосужился полюбоваться наслоением архитектурных стилей в каменных и деревянных зданиях, побывать на Валааме или же подняться на смотровую площадку горы Кухавуори. В памяти остались лишь утомительная многочасовая езда на автомобиле по направлению (именно по направлению, а не по дороге) от Питера, занесённые снегом улицы, сырые гостиницы и тепло красивого деревянного здания штаба Сортавальского пограничного отряда.
Сегодня добраться из Санкт-Петербурга до Сортавала — совсем не проблема. Хочешь — на собственном авто по новому шоссе, а нет — на Финляндском вокзале прыгай в скоростную «Ласточку». На машине получится чуть быстрее, а по железной дороге — значительно комфортнее. Отправился я на праздник, посвященный Дню города Сортавала. Соскучившиеся за время пандемии по массовым мероприятиям жители города и их гости отмечали День города народными гуляниями, ярмаркой карельских мастеров, состязаниями спортсменов из школы Олимпийского резерва, выступлениями местных и приглашённых творческих коллективов. Праздник продолжался до позднего вечера.
Главное действо традиционно развернулось в парке Ваккосалми, что был разбит на горе Кухавуори ещё в XIX веке. На его территории есть удивительный открытый концертный зал — так называемое Певческое поле, где скальная гряда и стена густых елей создают идеальные акустические условия. В конце XIX — начале XX веков здесь неоднократно проводились фестивали хорового пения, в том числе, международные.
Поздравить земляков приехал и глава Республики Карелии Артур Парфенчиков. В приветственной речи он отметил:
— Сортавала никого не может оставить равнодушным своим неповторимым сочетанием лаконичной красоты северной природы, архитектуры финского модерна и советской эпохи. Это самый туристический город Карелии! Часто встречаясь с жителями Сортавала, я вижу, что они полны желания изменить свой город, сделать его более современным, красивым, благоустроенным, удобным для жизни и путешествий. Преображение Сортавала — это наша общая задача и работа.
Глава Карелии говорил об успехах города и планах по его развитию. Благодаря совместной работе с муниципальными властями, восстанавливаются объекты культурного наследия, обустраиваются улицы, модернизируются социальные учреждения, реализуются проекты в сферах коммунального хозяйства, транспорта и туризма. Упомянул глава республики и о большом интересе к городу со стороны частного бизнеса.
Также у Сортавала есть все шансы получить в скором времени статус исторического города федерального значения.
О райцентре в карельской глубинке громко заговорили на рубеже XX и XXI веков. Прославили Сортавала работы народного художника России Кронида Александровича Гоголева, который творил здесь с 1961 по 2013 год. Талантом и кропотливым трудом он добился невероятных высот в технике скульптурной резьбы по дереву. Его произведения получили известность как в нашей стране, так и за рубежом. Сегодня работы мастера можно увидеть в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве, Политехническом музее и Этнографическом музее в Санкт-Петербурге и, конечно, в Сортавала, где на улице Комсомольской в старинном здании финской постройки открыт Музей частной коллекции Кронида Гоголева.
Правда, я нашёл его не сразу, хотя все достопримечательности здесь в шаговой доступности. Просто вход в музей оказался «задрапирован» строительными лесами — зданию обновляли фасад, — и я, как оказалось, дважды прошёл мимо, прежде чем догадался спросить прохожих.
— Вот же музей, совсем недалеко, — искренне удивилась моему неведению местная жительница Ирина. — Пойдёмте, я вас провожу.
Узнав, что журналист готовит материал о Дне города, Ирина согласилась ненадолго стать моим гидом.
— Я люблю Сортавала: здесь прошло моё детство. Теперь я снова вернулась сюда жить и работать. Здесь чуть ли не каждый дом имеет свою историю. А на Валааме Вы были? Там такая мощная энергетика!..
Так, на час я обрёл в лице Ирины и экскурсовода, и кладезь информации, и просто замечательного собеседника.
— Если Кронид Гоголев город прославил, то Александр Артемьев открыл его для туристов, создав на месте рудника по добыче мрамора горный парк Рускеала. В 2005 году его посетили четыре тысячи человек, а в 2018-м — больше 300 тысяч! Очень скоро парк стал одной из главных достопримечательностей республики и площадкой, на которой проводятся мероприятия международного масштаба. Самое яркое из них — музыкальный фестиваль Ruskeala Symphony.
Потом Александр Борисович обратился к заместителю генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрию Владимировичу Пегову с идеей запуска ретропоезда «Рускеальский экспресс». Железнодорожники идею поддержали и помогли воплотить в жизнь. Теперь ретропоезд на паровозной тяге уже четвёртый год ежедневно доставляет туристов из Сортавала в Рускеалу и обратно.
Изначально его изюминкой предполагалось сделать сам легендарный паровоз Эр-788-81, потом пошли дальше и оформили интерьер поезда в стиле внутреннего убранства кареты, на которой главный архитектор Исаакиевского собора Огюст Монферран приезжал когда-то в Рускеалу, посмотреть на качество мрамора; поездную бригаду одели в форму железнодорожников конца XIX — начала XX веков.
Чем развитие этой идеи закончилось, я уже слышал, да и видел краем глаза. Пассажирам настолько понравилось часовое пребывание в эпохе прошлого века, что железнодорожники начали отправлять такие ретровагоны в составе поездов, следующих в Петрозаводск из Москвы и Санкт-Петербурга. В Сортавала туристам и пересаживаться не нужно. Вагоны цепляют к «Рускеальскому экспрессу» и вперед — в горный парк. А в самом ретропоезде барная стойка «разрослась» до вагона-ресторана, появились купе в царском стиле, а для желающих есть зона с реквизитами и аппаратами для печати моментального фото.
За три года «Рускеальский экспресс» перевёз 350 тысяч пассажиров. Жаль, что основатель горного парка Александр Артемьев увидел лишь начало этой триумфальной «узкоколейки»: в октябре 2020-го его жизнь внезапно оборвалась. За особо выдающиеся заслуги перед республикой и её жителями глава Карелии посмертно наградил Александра Борисовича высшей государственной наградой республики — орденом Сампо.
Многие сортавальцы считают, что с активным приходом в их город компании «Российские железные дороги» все проекты, в которых она так или иначе участвует, получают своё логическое развитие и завершение. И многие ждут, что в скором времени с её помощью возродится так называемая кольцевая ветка железной дороги, опоясывающая центральные улицы, а ещё вновь полетят к Валаамскому архипелагу «РЖД-метеоры», привлекая доступной ценой не только туристов, но и местных жителей.
Вот и Ирина, рассказывая о том, кто не так давно восстановил утраченный при пожаре в 1976 году знаменитый дом первого бургомистра Сортавала Карла Густава Берга, вдруг опять вернулась к теме РЖД:
— Посмотрите, какой красивый получился остановочный пункт «Сортавала-центр»: двухъярусная платформа с деревянным настилом, лестничными сходами, ограждение вдоль залива, освещение в ретростиле. По нему идёшь, и душа поёт! Вот так бы все и всё у нас делали, и город быстро бы преобразился...
После праздника буквально на улице удалось встретиться с главой Сортавальского городского поселения Сергеем Крупиным. Пользуясь случаем, я попросил его поделиться своим видением вектора развития города и хотя бы в двух словах конкретизировать, что же таит в себе словосочетание «большой интерес частного бизнеса».
— Развитие городского поселения идёт согласно планам, — сказал Сергей Владимирович. — Их у нас целых три. В этом году, к примеру, сделаем капитальный ремонт музыкальной школы и здания детской поликлиники, построим два дома для расселения аварийного жилья, продолжим ремонт дорожного покрытия. Что же касается бизнеса, то от себя лично и от всех жителей хотел бы ещё раз поблагодарить инвесторов, которые помогают нам благоустраивать город. Прежде всего — известного бизнесмена и мецената Игоря Лейтиса.
— Вот, оглянитесь (Мы разговаривали в конце улицы Маяковского. — Прим. автора): два года назад здесь находилось полуразрушенное здание бывшего роддома, и граждане буквально забрасывали администрацию устными и письменными просьбами навести порядок на этом небезопасном пустыре. Но у нас таких аварийных объектов много, все их сразу не поднять. Хорошо, что нашёлся инвестор, кстати, уроженец нашего города, а ныне успешный предприниматель Антон Домнин. После согласования формальностей он вместе с командой оперативно и качественно перестроил заброшенный роддом, превратив пространство в четырехзвездочную гостиницу «Родина». Причем строители сохранили исторический облик здания и облагородили прилегающую территорию, — Сергей Владимирович по-доброму улыбнулся и добавил:
— Тем более, что у них перед горожанами есть ещё обязательства.
Теперь жители близлежащих кварталов не нарадуются переменам. Мало того, что гадкий утёнок превратился в прекрасного белого лебедя, так он, образно говоря, ещё и всю округу преобразил! Если раньше пешеходная зона, разделяющая чётную и нечётную стороны улицы Маяковского, представляла собой узенькую тропинку между двух рядов зелёных насаждений, то теперь это выложенный тротуарной плиткой полноценный бульвар. Проезжую же часть дороги заасфальтировала администрация.
— Задумка заключалась в том, чтобы комфортно было и жителям, и туристам, — вспоминает Сергей Щукин, отвечающий за этот объект. — Жителям — гулять в тени деревьев; туристам — к гостинице добираться. Вступил на бульвар и видишь на другом его конце, за 900 метров, огни «Родины»… А ещё у близлежащего многоквартирного дома мы по согласованию с управляющей компанией выполнили ремонт фундаментной отмостки и фасада цокольного этажа...
Судя по тому, что за полгода работы гостиница «Родина» приняла почти 10 000 тысяч гостей, задумки команды Антона Домнина, претворённые в жизнь, здесь всем пришлись по душе.
О других проектах, на которые намекнул глава городского поселения, мне рассказали Владимир Богатырёв и Игорь Румянцев. Первый — об отремонтированном здании местного аэропорта. В результате ремонта оно приобрело современный респектабельный вид как снаружи, так и внутри. Второй — о строительстве нового причала для стоянки маломерных судов у набережной Ладожской флотилии.
В аэропорту работы уже вышли на финишную прямую. Несмотря на довольно-таки скромные размеры здания, в нём, кроме прочего, предусмотрены и пять гостиничных номеров, в том числе и для отдыха пилотов. Сдача объекта «под ключ», безусловно, будет способствовать развитию возможностей малой авиации в республике.
На причале же, который собирают из железобетонных понтонов с соблюдением всех современных стандартов, дел ещё много. Но и на одном, и на другом объекте трудятся настоящие профессионалы и трудятся на совесть, с гарантией качества.
— Знаете, я ведь в том роддоме появился на свет, — подкупающе просто объясняет свой интерес Антон Домнин. — И когда уже в зрелом возрасте снова оказался в родном городе, то не смог равнодушно наблюдать, как он приходит в запустение. Встретил единомышленников, укрепивших меня в мысли начать инвестирование. Среди них были Александр Борисович Артемьев, Дмитрий Владимирович Пегов и другие по-настоящему неравнодушные к судьбе города люди. Надеюсь, что вложения не напрасны, ведь потенциал у столицы Северного Приладожья огромный. Пока же наша группа обеспечивает работой больше ста человек и всё, что делается, — это на благо города и республики. А если ты ощущаешь себя нужным людям, то смотришь в будущее созидательно, с оптимизмом…
По словам главы городского поселения Сергея Крупина, за последние годы в Сортавала улучшилась демографическая ситуация. Прирост населения идёт и за счёт тех, кто переезжает сюда из других регионов. Приход ответственного бизнеса всегда улучшает социальную обстановку: открываются новые рабочие места, растёт налоговая база, повышается качество жизни. Сергей Владимирович считает, что развитие туристического кластера в Сортавала — это только начало многогранной работы по благоустройству городской среды и улучшению жизни людей, проживающих на данной территории. *